К основному контенту

Пудовкина Татьяна. Личностно-ориентированное воспитание и обучение в условиях образовательного процесса

.
ПудовкинаТатьяна Владимировна преподаватель спецдисциплин Агротехнического колледжа № 9 с. Новоишимка, Целиноградского района, Акмолинской области
Личностно-ориентированное воспитание и обучение в условиях
 образовательного процесса








При разработке основных положений системы воспитания в колледже необходимо руководствоваться принципами и ориентирами «Закона об образовании», в частности, говорится: «Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах…». И самый первый из них: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.         
       Воспитание гражданственности и любви к Родине». И еще: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности; создание условий для ее самореализации». Таким образом, мы видим, что государственный заказ учебным заведениям строится только на общих принципах и ориентирах. Установить же конкретные цели и задачи воспитания – это сфера самоопределения самого педагогического коллектива.
   Не имея никаких других более конкретных установок государства, я предлагаю педагогическому коллективу эксперимент в области воспитания,  основываясь на последних разработках перспективных  воспитательных систем страны.
   Основные положения воспитательной системы - это целенаправленное управление процессом развития личности путем создания благоприятных для этого условий (учебники, классные часы, отношения между студентами, педагогами, родителями, психологический климат в коллективе). Отказ от методов воспитания, построенных на принципах авторитаризма, воздержания от назидательности и нравоучений. Внедрение таких методов и методик воспитания, которые ведут к диалогу между учеником и учителем, взрослым и ребенком, развитие личности через создание и моделирование воспитывающих ситуаций.
    Цель воспитания – сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.
   Воспитательная система школы строится на принципах гуманистической психологии и педагогики: безоценочность, принятие других, психологическая безопасность и поддержка.
    То есть обучающимся демонстрируется широкий  веер индивидуальных различий. А с другой стороны, оказывается безусловная поддержка этим различиям и показывается безусловная самооценка каждой личности.
    Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к её воспитанию. Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности  студента.
     В колледже действуют клубы, обеспечивающие разнообразные потребности личности студентов. Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность студента и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности.
     Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, допрофессиональную.  Как уже говорилось выше, воспитание как образовательный процесс мы рассматриваем как помощь студенту  в его личностном самоопределении и самодвижении. Для воспитания, на мой взгляд, актуален вопрос «Каким быть именно мне?» и вопрос «Кем быть?». И наконец, совершенно самостоятельный вопрос «Как жить?». Как построить свойственный одному тебе индивидуальный образ жизни, как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, как найти способ реакции на невзгоды и удачи, формы поведения свободного времени, взаимощадящий характер отношений с людьми.
Личностно ориентировочное обучение предполагает:
  - признание студента  субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект - субъектных и субъект - объектных образовательных воздействий;
  - признание способности обучающегося к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
  - смену позиции педагога, сопровождающую по отношению к деятельности учащегося;
  - приоритет внутриличностного содержания образования формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;
 - приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи студенту технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.
       Несомненно, что при личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выхолит индивидуализации обучения – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Её цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность учащегося обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией ( или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих  жить в существующим обществе.
       Можно ли говорить об индивидуализации обучения в связи с содержанием образования? Конечно, ведь все элементы содержания образования, если их рассматривать в русле концепции лаборатории, дидактики, имеют не только социальную, но и личностную составляющую.
Знание – это личностно трансформированная информация, которую усваивает студент в процессе обучения. Оно зависит от субъективного опыта ученика, от его интересов, способностей, уровня обученности, обучаемости, даже предполагаемой профессии.
       Второй элемент содержания – опыт деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые необходимо приобрести в процессе обучения. Фиксированный результат усвоения этого  элемента содержания отражен в образовательных стандартах. Однако сам путь формирования тех или иных умений в значительной степени зависит от индивидуальности ученика, от его психофизиологических характеристик, особенностей мышления, памяти и т. д.
 То есть мы можем утверждать, что сам процесс приобретения опыта действия в знакомой ситуации требует индивидуализированного обучения, в то время как результат этого процесса является социально заданным.
   Третий элемент содержания образования – опыт творческой деятельности – изначально ориентирован на каждого отдельного ученика, так как в процессе учебной творческой деятельности студентов  приобретают субъективно новые знания и способы деятельности.
 Четвертый элемент – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру – связан с личностью конкретного человека. Конечно, выделены ценности, являющиеся общечеловеческими, определены те качества личности, которыми должен обладать современный человек. Однако у каждого учащегося формируется своя «версия» этих качеств, которая зависит только от его социально-психологических особенностей.
   Индивидуализация в рамках личностно ориентированного обучения касается каждого компонента содержания образования, требуя «адаптировать» его к потребностям каждого ученика.
      В этой статье я рассмотрела только те возможности, которыми располагает учебное заведение. Вариативный учебный план и компонент стандарта позволяют учебным заведениям в некоторой степени индивидуализировать содержание в соответствии с особенностями процесса обучения, педагогического, студенческого  и родительского коллективов.
     Основным принципом формирования индивидуализированного содержания образования является единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности. Принципы и возможности обучения в целом,  обозначать в явном виде в программах и учебниках не только содержание само по себе, но и способы  его передачи учащимся. В соответствии с этим рассматривать возможности индивидуализации  обучения только через содержание образования невозможно. Необходимо обратиться и к процессуальной стороне – средствам и способам адаптации содержания к индивидуальным особенностям учеников. Такое сочетание является первым шагом создания личностно ориентированного содержания образования.







.

















.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Бегманова Айнур. Қазақ тілі мен әдебиеті сабақтарындағы әдіс-тәсілдердің тиімділігі

Бегманова   Айнур   Ерма ғ анбет қ ызы Қ ызылорда облысы,   Жана қ ор ғ ан ауданы   №163 орта мектебіні ң   қ аза қ тілі мен ә дебиеті        п ә ніні ң м ұғ алімі Қазақ тілі мен әдебиеті сабақтарындағы әдіс-тәсілдердің тиімділігі        Елімізде    болып   жатқан   саяси, әлеуметтік, экономикалық және басқа да өзгерістер білім беру жүйесіне де   әсерін тигізіп жатыр. Бұл өзгерістер еліміздің   мектептерінде   тек   жаңа пәндерді енгізіп қана қоймай, сонымен бірге оқыту әдісінде өзгертуді талап етіп отыр. Дәстүрлі оқытуда мұғалім оқушыға дайын, дұрыс ақпаратты берген,   оқушы тек   тыңдап қабылдап   отырған. Қазіргі кезде   оқушы өзі ізденіп, өзі оқып, өзі үйренеді. Сабақта проблемалық оқыту іске асырылады. Осы әдістер арқылы әрбір оқушының жеке мүмкіндіктерін, қабілеттерін, қызығушылықтарын анықтауға болады....

Абдирова Бақытгүл.ЖАЗЫЛЫМ ДАҒДЫСЫН ҚАЛЫПТАСТЫРУДЫҢ ЖАҢА ИННОВАЦИЯЛЫҚ(БЛОГ АРҚЫЛЫ) ӘДІС-ТӘСІЛДЕРІ

                                            ЖАЗЫЛЫМ ДАҒДЫСЫН ҚАЛЫПТАСТЫРУДЫҢ ЖАҢА ИННОВАЦИЯЛЫҚ(БЛОГ АРҚЫЛЫ) ӘДІС-ТӘСІЛДЕРІ (Іс-әрекеттегі зерттеу жұмысы нәтижесі) Абдирова Бақытгүл Нұржанқызы – Орал қаласындағы физика-математика бағытындағы Назарбаев Зияткерлік мектебінің қазақ тілі мен әдебиеті   пәні мұғалімі. 2011 жылы Орал қаласындағы М. Өтемісов атындағы БҚМУ-дың   қазақ тілі мен әдебиеті мамандығын «Үздік дипломмен» аяқтаған (бакалавр).   2016 жылы педагогика   ғылымдарының магистрі академиялық дәрежесін алды (Орал қаласы, БҚИТУ). ҚР педагог қызметкерлерінің   деңгейлік бағдарламалар бойынша   біліктілік арттыру   аясында ІІІ деңгейлік   курсын тәмәмдады. «Назарбаев Зияткерлік мектептері» дербес б...

Кәкімбек Аюбай. Серғазы Қалиевтың ғылыми мектебінің ерекшеліктері

Серғазы Қалиевтың ғылыми мектебінің ерекшеліктері Кәкімбек Аюбай- деректанушы Қазақ ғалымдарының ғылыми мектептерінің туу, қалыптасу және олардың өзіндік ерекшелікгері мен бағыттары туралы зерттеу еңбекгері жоқтың қасы. Көптеген зерттеулер белгілі ғалымның еңбекгерін жан-жақты қарастырғанымен, ғалымның ғылыми мектебі жөнінде сөз қозғай қоймайды. Қозғаған күңце ол адамнан оқыған, дәріс алған немесе диссертация қорғаған шәкірттер санын көрсетумен шектелетіні мәлім. Ал шәкірттің бәрін бірдей ғалымның ғылыми мектебіне қоса берудің реті келмейді. Қазіргі өркениет заманында шығармашылықпен айналысушы тұлғаның “ұжым адамына” айналуы туралы сөз қозғай отырып, белгілі ғалым Ш.Таубаева ғылыми мектептің қалыптасуы жөніндегі теориялық еңбектерге ой жүгіртіп, Қазақстанда жеке ғалымдардың ғылыми-білімдік мектептері мен зерттеу ұжымы мектептері қалыптаса бастағанын көрсетеді.[1] Біз бұл мәселе жөнінде Ш.Таубаеваның пікірлеріне толық қосыламыз. Әйткенмен, қазақ ғалымдарыны...