Пудовкина Татьяна. Личностно-ориентированное воспитание и обучение в условиях образовательного процесса
.
ПудовкинаТатьяна Владимировна преподаватель спецдисциплин Агротехнического колледжа № 9 с. Новоишимка, Целиноградского района, Акмолинской области
.
ПудовкинаТатьяна Владимировна преподаватель спецдисциплин Агротехнического колледжа № 9 с. Новоишимка, Целиноградского района, Акмолинской области
Личностно-ориентированное воспитание и обучение в
условиях
образовательного
процесса
При разработке основных положений системы
воспитания в колледже необходимо руководствоваться принципами и ориентирами
«Закона об образовании», в частности, говорится: «Государственная политика в
сфере образования основывается на следующих принципах…». И самый первый из них:
«Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности и любви к
Родине». И еще: «Содержание образования является одним из факторов
экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на
обеспечение самоопределения личности; создание условий для ее самореализации».
Таким образом, мы видим, что государственный заказ учебным заведениям строится
только на общих принципах и ориентирах. Установить же конкретные цели и задачи
воспитания – это сфера самоопределения самого педагогического коллектива.
Не имея никаких других более конкретных
установок государства, я предлагаю педагогическому коллективу эксперимент в области
воспитания, основываясь на последних
разработках перспективных воспитательных
систем страны.
Основные положения воспитательной системы -
это целенаправленное управление процессом развития личности путем создания
благоприятных для этого условий (учебники, классные часы, отношения между
студентами, педагогами, родителями, психологический климат в коллективе). Отказ
от методов воспитания, построенных на принципах авторитаризма, воздержания от
назидательности и нравоучений. Внедрение таких методов и методик воспитания,
которые ведут к диалогу между учеником и учителем, взрослым и ребенком,
развитие личности через создание и моделирование воспитывающих ситуаций.
Цель воспитания – сформировать личность
творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.
Воспитательная система школы строится на
принципах гуманистической психологии и педагогики: безоценочность, принятие
других, психологическая безопасность и поддержка.
То есть обучающимся демонстрируется
широкий веер индивидуальных различий. А
с другой стороны, оказывается безусловная поддержка этим различиям и
показывается безусловная самооценка каждой личности.
Воспитание успешно, если оно системно.
Целостность природы личности требует и целостного подхода к её воспитанию.
Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности студента.
В колледже действуют клубы, обеспечивающие
разнообразные потребности личности студентов. Важнейшим аспектом воспитательной
системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность
студента и использование всех позитивных возможностей для многогранного
развития личности.
Таким образом, воспитание строится с
опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную,
творческую, коммуникативную, досуговую, допрофессиональную. Как уже говорилось выше, воспитание как
образовательный процесс мы рассматриваем как помощь студенту в его личностном самоопределении и самодвижении.
Для воспитания, на мой взгляд, актуален вопрос «Каким быть именно мне?» и
вопрос «Кем быть?». И наконец, совершенно самостоятельный вопрос «Как жить?».
Как построить свойственный одному тебе индивидуальный образ жизни, как выбрать
оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, как
найти способ реакции на невзгоды и удачи, формы поведения свободного времени,
взаимощадящий характер отношений с людьми.
Личностно
ориентировочное обучение предполагает:
- признание студента субъектом развития, обучения и воспитания,
реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект -
субъектных и субъект - объектных образовательных воздействий;
- признание способности обучающегося к
саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных
областей;
- смену позиции педагога, сопровождающую по
отношению к деятельности учащегося;
- приоритет внутриличностного содержания
образования формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных
траекторий;
- приоритет продуктивного компонента
содержания образования, выражающегося в созидающей функции, над репродуктивным
компонентом, который важен для передачи студенту технологий его образовательной
деятельности, но не готовой информации и знаний.
Несомненно, что при
личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выхолит
индивидуализации обучения – процесс раскрытия индивидуальности человека в
специально организованной учебной деятельности. Её цель состоит в том, чтобы
учебно-познавательная деятельность учащегося обеспечивала их личностное
самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств,
связанных с проектируемой профессией ( или сферой деятельности), а также
качеств, позволяющих жить в существующим
обществе.
Можно ли говорить об индивидуализации
обучения в связи с содержанием образования? Конечно, ведь все элементы
содержания образования, если их рассматривать в русле концепции лаборатории,
дидактики, имеют не только социальную, но и личностную составляющую.
Знание
– это личностно трансформированная информация, которую усваивает студент в
процессе обучения. Оно зависит от субъективного опыта ученика, от его
интересов, способностей, уровня обученности, обучаемости, даже предполагаемой
профессии.
Второй элемент содержания – опыт
деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые необходимо приобрести в
процессе обучения. Фиксированный результат усвоения этого элемента содержания отражен в образовательных
стандартах. Однако сам путь формирования тех или иных умений в значительной
степени зависит от индивидуальности ученика, от его психофизиологических
характеристик, особенностей мышления, памяти и т. д.
То есть мы можем утверждать, что сам процесс
приобретения опыта действия в знакомой ситуации требует индивидуализированного
обучения, в то время как результат этого процесса является социально заданным.
Третий элемент содержания образования – опыт
творческой деятельности – изначально ориентирован на каждого отдельного
ученика, так как в процессе учебной творческой деятельности студентов приобретают субъективно новые знания и
способы деятельности.
Четвертый элемент – опыт
эмоционально-ценностного отношения к миру – связан с личностью конкретного
человека. Конечно, выделены ценности, являющиеся общечеловеческими, определены
те качества личности, которыми должен обладать современный человек. Однако у
каждого учащегося формируется своя «версия» этих качеств, которая зависит
только от его социально-психологических особенностей.
Индивидуализация в рамках личностно
ориентированного обучения касается каждого компонента содержания образования,
требуя «адаптировать» его к потребностям каждого ученика.
В этой статье я рассмотрела только те
возможности, которыми располагает учебное заведение. Вариативный учебный план и
компонент стандарта позволяют учебным заведениям в некоторой степени
индивидуализировать содержание в соответствии с особенностями процесса
обучения, педагогического, студенческого
и родительского коллективов.
Основным принципом формирования
индивидуализированного содержания образования является единство содержательной
и процессуальной сторон обучения. Этот принцип требует разрабатывать
содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся
методы, закономерности. Принципы и возможности обучения в целом, обозначать в явном виде в программах и
учебниках не только содержание само по себе, но и способы его передачи учащимся. В соответствии с этим
рассматривать возможности индивидуализации
обучения только через содержание образования невозможно. Необходимо
обратиться и к процессуальной стороне – средствам и способам адаптации
содержания к индивидуальным особенностям учеников. Такое сочетание является
первым шагом создания личностно ориентированного содержания образования.
.
.
Комментарии
Отправить комментарий